Обратный звонок
Оставьте ваши контактные данные и мы перезвоним
Отправляя эту форму, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и даете согласие на обработку персональных данных компанией «РИЦ-1С».
Новости Учебного центра РИЦ

Профессиональные стандарты. Специалист по кадрам

Профессиональный стандарт - это перечень определенных требований к квалификации работника для определенного вида деятельности, утвержденный на уровне законодательства. Для чего же нужен профстандарт? В целом он позволяет обеспечить эффективное функционирование системы управления персоналом для достижения целей организации. А работнику он помогает сформировать четкое видение карьерной лестницы, и понимать какие требования будут к нему предъявляться в случае роста. В конце статьи мы расскажем: каким образом можно применять профстандарт как в своей работе, так и при построении карьеры в целом.

Для кадровой работы действует свой профессиональный стандарт, утвержденный приказом Минтруда РФ №691н от 06.10.2015. Этот стандарт распространяется на специалистов по кадрам, специалистам кадровых отделов и служб, а также руководителей структурных подразделений по управлению персоналом. Профстандарт для кадровой службы включает в себя три основных уровня. По сути это три ступени развития. В документе отражены необходимые знания, умения, трудовые действия, функции и требования для каждого уровня. Давайте рассмотрим их.


5 уровень

Начальный уровень содержит в себе одну обобщенную трудовую функцию: документационное обеспечение работы с персоналом (код А). Это основа основ. Кадровое делопроизводство предполагает много работы с нормативными актами. Начинать лучше именно с этого уровня, так как без практического опыта работы с нормативными актами на следующих уровнях будет довольно трудно.
Это единственный уровень, на котором не требуется высшего профессионального образования – достаточно образовательной программы среднего профессионального образования, а также необходимы дополнительные профессиональные программы. Это может быть повышение квалификации или профессиональная переподготовка. При этом требований к опыту работы нет.


6 уровень

Этот уровень включает в себя целых 5 обобщенных трудовых функций:
  • деятельность по обеспечению персоналом(Код B); 
  • деятельность по оценке и аттестации персонала(Код C);
  • деятельность по развитию персонала (код D);
  • деятельность по организации труда и оплаты персонала(код Е);
  • деятельность по организации корпоративной социальной политики (код F).


В данном случае направлений достаточно много и уже предстоит решить – какая деятельность более интересна. Это зависит как от прошлого опыта, так и от способностей и стремлений. Кто-то нашел себя в оценке персонала, а другому специалисту ближе деятельность по организации социальной политики. Чтобы понять, куда расти дальше – можно записаться на дополнительные курсы обучения кадровой службе, где компетентные и опытные преподаватели расскажут и объяснят нюансы каждого направления.


Работник, соответствующий 6 уровню должен иметь диплом о высшем образовании – это может быть бакалавриат, а также освоить дополнительные профессиональные программы в области работы с персоналом. Строгих требований к опыту работы в данном случае нет.


7 уровень

Самый высокий уровень представлен двумя трудовыми функциями, подразумевающими под собой руководящую деятельность:
  • операционное управление персоналом и подразделением организации (код G);
  • стратегическое управление персоналом организации (код H).


Чтобы соответствовать этому уровню требуется иметь высшее образование – в данном случае уже не бакалавриат, а только магистратура и специалитет, а также иметь дополнительное профессиональное образование: курсы профессиональной переподготовки в сфере управления персоналом. Также требуется серьезный управленческий опыт: не менее 5 лет в области управления персоналом. Управление персоналом - это сложный процесс, поэтому необходимо обладать множеством профессиональных навыков: не только знать ключевые функции по управлению персоналом, но и быть способным разработать стратегическую политику компании по работе с персоналом, внедрять различные системы мотивации и многое другое.


Чем профстандарт может помочь кадровому работнику?

Как же специалист по кадрам может применить профстандарт в своей работе?

Итак, профстандарт кадровой службы позволяет:
  • определить какие знания и умения необходимы для работы;
  • выяснить свой профессиональный уровень и развить профессиональные компетенции;
  • повысить уровень квалификации и подтвердить это соответствующими документами;
  • оценить свои потребности и возможности в профессиональном и дополнительном обучении;
  • выстроить пути для карьерного роста;
  • получить рекомендации и направления для работодателя, чтобы пройти дополнительное обучение, сертификацию.


Как мы видим профессиональный стандарт – это не просто "сухой" нормативный акт. Это так же и помощь работнику, своеобразная карта для построения маршрута профессионального развития и движения по карьерной лестнице.