Для кадровой работы действует свой профессиональный стандарт, утвержденный приказом Минтруда РФ №691н от 06.10.2015. Этот стандарт распространяется на специалистов по кадрам, специалистам кадровых отделов и служб, а также руководителей структурных подразделений по управлению персоналом. Профстандарт для кадровой службы включает в себя три основных уровня. По сути это три ступени развития. В документе отражены необходимые знания, умения, трудовые действия, функции и требования для каждого уровня. Давайте рассмотрим их.
5 уровень
Начальный уровень содержит в себе одну обобщенную трудовую функцию: документационное обеспечение работы с персоналом (код А). Это основа основ. Кадровое делопроизводство предполагает много работы с нормативными актами. Начинать лучше именно с этого уровня, так как без практического опыта работы с нормативными актами на следующих уровнях будет довольно трудно.Это единственный уровень, на котором не требуется высшего профессионального образования – достаточно образовательной программы среднего профессионального образования, а также необходимы дополнительные профессиональные программы. Это может быть повышение квалификации или профессиональная переподготовка. При этом требований к опыту работы нет.
6 уровень
Этот уровень включает в себя целых 5 обобщенных трудовых функций:- деятельность по обеспечению персоналом(Код B);
- деятельность по оценке и аттестации персонала(Код C);
- деятельность по развитию персонала (код D);
- деятельность по организации труда и оплаты персонала(код Е);
- деятельность по организации корпоративной социальной политики (код F).
В данном случае направлений достаточно много и уже предстоит решить – какая деятельность более интересна. Это зависит как от прошлого опыта, так и от способностей и стремлений. Кто-то нашел себя в оценке персонала, а другому специалисту ближе деятельность по организации социальной политики. Чтобы понять, куда расти дальше – можно записаться на дополнительные курсы обучения кадровой службе, где компетентные и опытные преподаватели расскажут и объяснят нюансы каждого направления.
Работник, соответствующий 6 уровню должен иметь диплом о высшем образовании – это может быть бакалавриат, а также освоить дополнительные профессиональные программы в области работы с персоналом. Строгих требований к опыту работы в данном случае нет.
7 уровень
Самый высокий уровень представлен двумя трудовыми функциями, подразумевающими под собой руководящую деятельность:- операционное управление персоналом и подразделением организации (код G);
- стратегическое управление персоналом организации (код H).
Чтобы соответствовать этому уровню требуется иметь высшее образование – в данном случае уже не бакалавриат, а только магистратура и специалитет, а также иметь дополнительное профессиональное образование: курсы профессиональной переподготовки в сфере управления персоналом. Также требуется серьезный управленческий опыт: не менее 5 лет в области управления персоналом. Управление персоналом - это сложный процесс, поэтому необходимо обладать множеством профессиональных навыков: не только знать ключевые функции по управлению персоналом, но и быть способным разработать стратегическую политику компании по работе с персоналом, внедрять различные системы мотивации и многое другое.
Чем профстандарт может помочь кадровому работнику?
Как же специалист по кадрам может применить профстандарт в своей работе?Итак, профстандарт кадровой службы позволяет:
- определить какие знания и умения необходимы для работы;
- выяснить свой профессиональный уровень и развить профессиональные компетенции;
- повысить уровень квалификации и подтвердить это соответствующими документами;
- оценить свои потребности и возможности в профессиональном и дополнительном обучении;
- выстроить пути для карьерного роста;
- получить рекомендации и направления для работодателя, чтобы пройти дополнительное обучение, сертификацию.
Как мы видим профессиональный стандарт – это не просто "сухой" нормативный акт. Это так же и помощь работнику, своеобразная карта для построения маршрута профессионального развития и движения по карьерной лестнице.