Новости Учебного центра РИЦ

Гособоронзаказ для участника. На что обратить внимание

Процесс осуществления госзакупок по оборонзаказу довольно сложный и вызывает трудности даже у тех, кто давно работает по 44-ФЗ. Есть много различных нюансов, касающихся отчетности перед заказчиками, работой с банками, системой расчетов. Сегодня мы поможем Вам разобраться в особенностях закупок по 275-ФЗ.

Нормативное регулирование ГОЗ

Сам процесс ГОЗ (гособоронзаказ) регулируется двумя основными законами – 44-ФЗ в котором изложен общий процесс госзакупок и 275-ФЗ, который, по сути, является по отношению к первому специальным нормативным правовым актом.

275-ФЗ описывает следующие особенности государственного оборонного заказа:
  • описание объектов закупок;
  • планирование закупок;
  • принятие решения об отказе в исполнении контракта в одностороннем порядке;
  • определение цены государственного контракта на товары, работы и услуги;
  • обеспечение исполнения контракта;
  • определение начальной максимальной цены контракта, а также цен контрактов, заключаемых с единым поставщиком в рамках гособоронзаказа;
  • особенности дополнительным требований к экспертным организациям и экспертам, привлекаемым для осуществления экспертизы товаров, работ и услуг.

Особенности закупок в рамках 275-ФЗ

Главной особенностью 275-ФЗ является строгое ограничение по типу участка. Так в качестве участников не могут быть привлечены иностранные компании, ИП и физлица. В таких закупках участвовать могут только юрлица.

Что касается предмета закупочной деятельности, то, несмотря на то, что это государственный оборонный заказ, объектами может быть не только все, что связано с оружием, но и обычные товары, работы и услуги как по 223 и 44-ФЗ.

В рамках ГОЗ существует два типа закупок:
  • Открытые. Информация размещается в ЕИС с пометкой, что это контракт по ГОЗ. Закупки открытого типа проводятся как обычные закупки (например, открытый конкурс или электронный аукцион).
  • Закрытые. В закупках такого типа участвуют только приглашенные поставщики. Как правило, эти закупки содержат государственную тайну или в качестве объекта закупки выступает техника или оружие – или все что связано с его производством. Важно отметить, что в Единой Информационной Системе информация о таких закупках не публикуется. Для участия может потребоваться, например, лицензия от Федеральной Службы Безопасности на работы, связанные с государственной тайной. Документация по заказу размещается в Автоматизированной системе торгов государственного оборонного заказа (АСТ ГОЗ). Также доступ к документации может быть получен потенциальными исполнителями по запросу. Также обязательным условием участия в закупках такого типа является регистрация на электронной площадке не менее чем за 10 дней до начала тендера.

Особенности регистрации участников в ЕИС

На закупках по гособоронзаказу действует такой же порядок регистрации, как и в закупках в рамках 44-ФЗ.

Открытие лицевых счетов

Согласно 275-ФЗ чтобы участвовать в гособоронзаказе исполнители первого, второго и третьего уровней должны создать специальные ЛС (лицевые счета) в одном из уполномоченных на это банков. Для каждого госконтракта должен быть открыт отдельный лицевой счет. Все расчеты по ГОЗ проводятся только на эти счета.

Порядок действий следующий: чтобы открыть счет участник должен обратиться в территориальный орган Федерального Казначейства, а также предоставить ряд документов. Казначейство проверяет документы в течение двух дней. Ответ должен быть дан не позднее следующего рабочего дня после завершения проверки.

Если ответ положительный, то Казначейство открывает лицевой счет.

Если ответ отрицательный, то территориальный орган приостанавливает процедуру открытия и, согласно ПП №1819, обязательно направляет уведомление.

Обязательное наличие идентификатора
Согласно Приказу Минобороны, Федерального казначейства от 11.08.2015 №475/13н идентификатор представляет собой цифровой код, присваиваемый заказчиком государственному контракту с головным исполнителем. Наличие идентификатора в закупках по гособоронзаказу является обязательным. Только с этим кодом документ добавляется в реестр контрактов.

Идентификатор должен быть проставлен на всех документах, сопровождающих конкретный ГОЗ (платежки, внутренние приказы, контракты). Идентификатор служит определенным залогом того, что госконтракт будет оплачен.

Один и тот же идентификатор может быть присвоен только одному контракту.

Расчеты по государственному контракту
Вы обязательно должны знать порядок расчета по контракту в рамках ГОЗ. Этот порядок не зависит от предмета закупки.
  • как мы упоминали выше, каждая сторона контракта открывает счет в уполномоченном банке. Все расчеты должны проводиться только через него.
  • финансы от госзаказчика являются целевыми средствами, поэтому они должны быть направлены строго на определенные затраты по конкретному заказу. В случае направления денежных средств не по назначению это будет признано нарушением.
  • счет в банке закрывается после исполнения контракта.

В отличие от обычных закупок в закупках по гособоронзаказу могут проверять характер использования перечисленных средств. Проверять финансово-хозяйственную деятельность исполнителя заказчику дает право 275-ФЗ.

Обратите внимание, что перевести деньги со специального счета исполнитель может лишь после завершения контракта. Важным отличием расчетов по закупкам в рамках ГОЗ является то, что исполнитель получает прибыль только после исполнения всего заказа, даже если в нем много различных заказов.

Права и обязанности заказчика
Отношения исполнителя и заказчика должны быть максимально прозрачными.

Заказчик имеет право запрашивать следующую информацию:
  • о привлеченных субподрядчиках;
  • о текущем состоянии работ по контракту;
  • об операциях с денежными средствами по всем счетам головного исполнителя.

Также такую информацию может проверять прокуратура и органы финансового мониторинга. В случае если в заказе фигурирует оружие, боеприпасы и т.д., то к проверке могут быть привлечены военные структуры. Все это является значительным отличием от госконтрактов по 223 и 44-ФЗ.

Заказчик обязан:
  • указывать специальный код (идентификатор) в платежках;
  • в территориальном органе Федерального Казначейства подтвердить регистрацию счета головному исполнителю или же отказать в открытии счета;
  • если денежные операции по счету головного исполнителя были приостановленны необоснованно, то заказчик должен уведомить орган Казначейства или подтвердить обоснованность таких мер.
  • вовремя перечислять средства исполнителю.
  • также согласно П. 6 и 6.1 ст. 6 Закона № 275-ФЗ заказчик из собственных средств обязан возместить исполнителю расходы, связанные с выполнением гособоронзаказа.

Это могут быть запасы сырья, комплектующих изделий, продукции, различных материалов и другое. Такое условие прописывается в государственном контракте. При этом сумма не должна быть выше установленной цены.

Права и обязанности исполнителя
Главный исполнитель заказа формирует состав субподрядчиков, при этом он должен обосновать цены на продукцию. Если это необходимо, то заказчик может составить кооперацию, при этом должны соблюдаться требования законов РФ о государственной тайне.

Исполнитель выбирает один из уполномоченных банков и проводит согласование с заказчиком, а также информирует о своем выборе остальных участников кооперации. Условия работы с банком и использование отдельного счета для работы с ГОЗ прописывается в контракте.

В отличие от закупок по 44-ФЗ на исполнителя возлагается обязанность предоставить информацию обо всех субподрядчиках в течение 5 рабочих дней – в случае если такой запрос поступил от банка или заказчика. Напомним, что в рамках работы по 44-ФЗ исполнитель не обязан представлять документы на субподрядчиков.

Исполнитель обязан:
  • проводить строгий контроль по исполнению контракта на каждом этапе;
  • во всех документах проставлять специальный код (идентификатор);
  • обеспечить возможность проверки Казначейством исполнение контракта, в том числе с использованием видео- и фотосъемки;
  • поддерживать качество товаров, работ и услуг по каждому контракту – в соответствии с требованиями контракта и законодательства РФ;
  • проводить учет ФХД (финансово-хозяйственной деятельности) по каждому контракту отдельно, а также представлять отчет заказчику. Важно знать, что средства, выделенные на выполнение гособоронзаказа не должны смешиваться с другими контрактами, деньгами и расходами, не связанными с выполнением конкретного заказа.

Исполнитель имеет право:
  • прописать в договоре условие о компенсации расходов если издержки возникли раньше поступления средств на специальный счет;
  • получать все сведения, касающиеся денежных операций на собственном счете, а также на счетах субподрядчиков;
  • раскрывать состав цены госконтракта (только в случаях, регулируемых законодательными актами Правительства РФ).

А что с прибылью поставщика?
Важно упомянуть о том, что в случае поставок военной техники для исполнителя есть некоторые ограничения по прибыли, касающиеся процентного соотношения конечной прибыли к затратам исполнителя.

Напомним, что в закупках по 44 и 223-ФЗ законодательно не регулируется распределение прибыли.

Так, согласно Постановлению Правительства от 02.12.2017 № 1465 прибыль поставщика не может быть больше 1% плановых привнесенных затрат, а также не должна быть больше 20% собственных плановых затрат исполнителя на поставку (вместе с производством продукции).

Согласно Приказу Минпромторга от 08.02.2019 № 334 для закупок опытно-конструкторских работ, а также военной техники исполнитель должен использовать калькуляцию себестоимости, утвержденную вышеназванным нормативным актом.

Функции государства при гособоронзаказе
В целом контроль правительства при ГОЗ близок к максимальному уровню: выдвигаются строгие требования ко всем этапам закупки. Это необходимо для обеспечения обязательности выполнения заказов и для безопасности.

Однако также государство и оказывает значительную поддержку исполнителей ГОЗ:
  • предоставляются гарантии от государства по всем кредитам головного и других исполнителей, которые исполнитель берет для осуществления поставки товара или выполнения работ;
  • предоставляются субсидии на уплату процентов по таким займам;
  • для предотвращения банкротства исполнителя предоставляются также соответствующие субсидии.

Насколько строга ответственность по ГОЗ
В целом ответственность довольно серьезная. Но тоже самое касается и контрактов по 44-ФЗ. И там и там нарушитель может быть привлечен как к административной ответственности, так и к уголовной.

Но также необходимо упомянуть и важные нюансы, которые изложены в 275-ФЗ. Одним из них является невозможность отказа исполнителей в некоторых ситуациях. От исполнения заказа не могут отказаться организации, занимающие доминирующее положение по отношению ко всем остальным (ст. 14 №275-ФЗ), а также единственный исполнитель по ГОЗ если заказ принесет ему прибыль.

Такие нарушители будут подвергнуты серьезным штрафным санкциям. Согласно ч. 2 ст. 7.29.2 КоАП РФ размер штраф на должностное лицо составляет 30-50 т.р., а на организацию от 300 т.р. до 1 миллиона рублей.

Еще к более суровой ответственности будет привлечены руководители организации, которые пытались извлечь личную выгоду или нанести ущерб интересам государства:
  • штраф 1-3 миллиона рублей или в размере дохода за период от 1 до 3 лет, а также запрет на право занимать руководящую должность или вести определенную деятельность на срок до 10 лет;
  • штраф от 500 т.р. до 1 миллиона рублей или в размере дохода за период от 3 до 4 лет, лишение свободы сроком от 4 до 8 лет и лишение права занимать руководящие должности или вести определенную деятельность на срок до 3 лет.

Мы надеемся, что наш обзор помог Вам разобраться в самых важных тонкостях участия в гособоронзаказе. Это действительно важно, так как кроме сложностей участия в ГОЗ, такой контракт имеет и определенные преимущества – это хорошая государственная поддержка, безопасность сделки и серьезные гарантии в части оплаты.